Аргентинская свинина против уральской

Фильтры

Регион

Новости

Аргентинская свинина против уральской

Чиновники, воплощая в жизнь нацпроект «Развитие АПК», настаивают на приоритете отечественного мяса и молока на столах у екатеринбуржцев и жителей области. Действует слоган: местное, значит качественное. Производители имеют другое, более либеральное, а также интернациональное представление о качестве. Торговые сети и магазины имеют особое представление о производителях. И все они вместе гарантируют качество. «Гарантия качества» уже стала «рекламным штампом», который мозгом нормального человека не воспринимается.

Потребители идут и голосуют кошельком. Часто они остаются за бортом острых и животрепещущих взаимоотношений всех инстанций, судят о продукте по принципу «вкусно/невкусно». В особых случаях они попадают в больницы с отравлениями, что служит для производителей и чиновников своеобразной «обратной связью». При этом информация, «нерекламного характера» о том, из чего сделана палка колбасы, или литр молока, или пачка масла практически полностью отсутствует. В итоге, мы все играем в викторину: «угадай-ка, что ты купил»…

Демпинг из Аргентины
Сегодня свердловский агропромышленный комплекс переживает переходный период – наметились определенные тенденции по выходу из кризиса. Уже почти 50 процентов продукции местных производителей делается из местного сырья (за исключением, пожалуй, птицепрома, где испокон веков все вопросы решались по-домашнему, с минимумом импорта). Раньше соотношение было 40 на 60, а то и еще меньше. В Минсельхозе радуются, что получше стало со свининой, зато огорчаются на тему говядины, которая у нас неожиданно стала «побочным продуктом при производстве молока». В итоге, мясокомбинаты стали все чаще «баловаться» импортом, утверждая, что это – совсем не плохо. Тем более, что точно сказать, какое мясо качественнее – местное или «забугорное» на данный момент невозможно. Нет объективных критериев оценки.

Проверок качества существует много, но единой и универсальной нет. По словам исполнительного директора некоммерческого партнерства «Альянс» Алексея Подоляко существует определенные системы проверки качества ISO 9001, 2,6 и так далее, вплоть до ISO 22000, которые позволяют проследить за продуктом на всем пути его приготовления вплоть до прилавка покупателя. Но эти технологи сложные и достаточно дорогостоящие... Более ста тысяч долларов внедрение подобной системы. Есть и способы попроще, тот же органолептический метод – с помощью осязания, обоняния, тактильной чувствительности. Проще говоря, «на глазок». Но все мы хотим быть уверенными в качестве того, что попадает к нам на стол, без дополнительных проверок, которые в рамках простого магазина толком и не осуществить.

Продукцию какого мясокомбината все же предпочесть? Со своим сырьем сегодня работают «Екатеринбургский мясокомбинат», Комбинат пищевой «Хороший вкус» и Каменск-Уральский мясокомбинат. Частично отечественное сырье использует Новоуральский мясной комбинат, владелец бренда «Новоуральский мясной двор». Остальные покупают привозное.

Половина всего мяса в Свердловской области поступает из Германии, Аргентины, Бразилии и Беларуси. Самым качественным считается аргентинское мясо. При этом оно дешевое – отпускная цена одного килограмма говядины из Аргентины – 70-80– рублей, с учетом того, что оно прошло еще через как минимум трех перекупщиков.

«Сегодня мы имеем массу предложений от импортеров по говядине, что в условиях собственного дефицита совершенно логично», – говорит заместитель министра по сельскому хозяйству и продовольствию Сергей Лацков. Наши производители работают с отпускной ценой в 90 рублей. «Подобное ценообразование происходит потому, что руководители хозяйств ориентируются на колхозный рынок, где говядина стоит по 150 рублей за килограмм. Переработчики находятся фактически между «молотом и наковальней» – между производителями мяса и потребителями. Производитель заинтересован в том, чтобы получить максимум средств за свое сырье, а покупатель при всем желании не может превысить свою покупательскую способность. Поэтому переработчик должен дать свою приемлемую цену», – сокрушается Сергей Михайлович.

Если рассуждать логически, то, несмотря на дороговизну нашего сырья, пользоваться нужно именно им, хотя бы в целях поддержания отечественного производителя. Соответственно, покупать тоже нужно колбасу тех переработчиков, которые пользуются местным сырьем. Но со своим сырьем существует масса проблем, из которых высокая закупочная цена это еще не самое главное.


Примерное соотношение импортного и отечественного сырья в продукции уральских производителей колбас:

Мясо с привкусом металла
Урал – это только зона рискованного земледелия. Исторически сложилось так, что крупные комбинаты располагались вдоль больших населенных пунктов. На Урале градообразующим предприятием чаще всего является завод. Согласно карте, которую составил один из предпринимателей, с целью понять, какие места на Урале являются более-менее «чистыми», экологически стабильных зон в Свердловской области просто нет.
Так Нижний Тагил, Кушва, Красноуральск и Качканар находятся в радиусе действия основных источников загрязнения. Не в последнюю очередь из-за этого, ведущие молочники области прекратили брать молоко у нижнетагильских хозяйств, да и само производство его постепенно сошло на нет. Сегодня на Нижний Тагил не приходятся и 5-процентной доли в молочном хозяйстве области. При этом под Нижним Тагилом располагается и Лайский или Горноуральский свинокомплекс пищевого комбината «Хороший вкус». Разумеется, с помощью высоких технологий можно нивелировать воздействие промзоны, но место считается дурным. Впрочем, сельзохпредприятие «Красная звезда», входящая в один холдинг с переработчиком «Екатеринбургский мясокомбинат» расположено под промышленным Кировградом. А через Каменск-Уральский тянется отчетливый, внесенный почти на все экокарты след экологического загрязнения – трагическое наследие катастрофы 1957 года – взрыва на станции «Маяк». Под этим городом находится третье предприятие, имеющее собственное производство – Каменск-Уральский мясокомбинат.
Можно сказать, что это все страшилки. Но факт плохого экологического состояния Свердловской области отрицать никто не будет. Впрочем, в ходе опроса, который мы провели среди наших переработчиков, стало ясно, что чистые зоны на Урале есть.
Раз под Нижним Тагилом брать молоко нельзя, все наши «молочники» пользуются услугами хозяйств Ирбитского, Камышловского, Талицкого, Туринского, Артемовского и некоторых других расположенных рядом районов. Они поставляют молоко почти всем переработчикам области. Животные, выросшие там тоже более или менее здоровы. Кроме того, летом есть возможность закупать молоко в Башкирии и Перми, где много сильных хозяйств.
Но игроки мясного рынка, предпочитающие импорт, находят еще несколько причин, по которым брать сырье «дома» не выгодно. Одна из них вакцинация скота, которая до сих пор проводится так называемыми «живыми препаратами». Причем некоторые хозяйства поставляют сырье сразу после прививания скотины, что запрещено и скрывают этот факт. В случае с молоком, можно поправить ситуацию с помощью температурной обработки. Но с мясом это уже не получится. Кроме того, импортное сырье почти не содержит костей и жил. Суточный привес бычка с хозяйства Свердловской области 500-600 грамм, тогда как в той же Германии это уже 800-1000 грамм.

Генномодифицированные колбасы
Хозяева собственного уральского производства напротив, имеют свои аргументы, чтобы не пользоваться услугами импортеров. Так, не доказано, что именно провоцирует у животных с зарубежных ферм быстрый набор веса. А именно – что содержится в кормах, которые дают животным. Ряд экспертов утверждает, что там содержатся белковые добавки неустановленного происхождения. Состав кормов для скота действительно не указан на этикетке колбасы. Поэтому продукты они могут содержать любые, в том числе и генетически модифицированные. В этом плане уральская корова как-то симпатичнее. Даже если она недоедала всю свою жизнь, то уж точно не ела ничего синтезированного. Потому что нашим колхозникам его просто негде взять.
Хочется дать универсальный совет, но при такой широкой аргументации, это не представляется возможным. Реальным выходом из ситуации могло бы стать следующее. Наши эксперты советуют переработчикам помещать на этикетке все данные о сырье. Таким образом, потребитель будет более информирован и сможет сделать вполне осознанный выбор.

«JustMedia»


Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее