Зачем группа «ГУТА» увела в Башкирию активы Екатеринбургского мясокомбината?

Фильтры

Регион

Новости

Зачем группа «ГУТА» увела в Башкирию активы Екатеринбургского мясокомбината?

Нашим корреспондентам стали известны подробности очередного поворота в конфликте собственников. По некоторым данным, на ЕМК уже с начала сентября находится команда прежнего собственника Павла Федулева. Однако, оказывается, вскоре комбинат может быть признан банкротом — в Арбитражном суде г.Москва полным ходом идет рассмотрение иска бывшего генерального директора ЕМК Федора Гафинеца о банкротстве предприятия. И что совсем, неожиданно: активы этого чрезвычайно важного для областного правительства предприятия на поверку оказались… уже переведенными в Башкирию!

Причиной такого события может быть только одна — комбинату готовят процедуру управляемого банкротства. По мнению бизнес-аналитиков, анализируя события последних лет вокруг предприятия, можно с большой долей вероятности сказать о прямой выгоде такого исхода ситуации для группы компаний «ГУТА». В Свердловской области это столичная структура уже несколько лет прибирает к рукам рентабельные предприятия. Более того, этим рейдерским действиям активно способствуют некоторые высокопоставленные руководители.
История вопроса

ООО «Екатеринбургский мясокомбинат» был образован в апреле 2004 года и до последнего времени являлся одним из крупнейших предприятий российской мясоперерабатывающей отрасли и абсолютным лидером на рынке продуктов мясопереработки Екатеринбурга (доля рынка достигала 20%). Создание ЕМК имеет, по версии местных СМИ, следующую предысторию: — В 2002 году ОАО «Комбинат мясной «Екатеринбургский» попало в поле зрения Павла Федулева. Командой Федулева была организована скупка акций у рабочих. Директору ОАО «КМЕ» Владимиру Гусеву так же было предложено продать свои акции. После его отказа, против него было сфабриковано уголовное дело.

С приходом нового собственника комбинат стал активно обременяться кредиторской задолженностью. Вокруг предприятия стали появляться различные ООО, в названии которых, так или иначе, фигурировало словосочетание Екатеринбургский мясокомбинат — ООО «ЕМК», ООО «ЕКМК», ООО «Кадровый центр ЕМК», «Мясокомбинатэнергоснаб» и т.д. На балансы созданных компаний переводились основные активы ОАО. Они же осуществляли накопление кредиторской задолженности комбината через вексельные схемы. В итоге такой «управленческой» деятельности, общая задолженность ОАО «Комбинат мясной «Екатеринбургский» «взлетела» до 1 миллиарда 758 миллионов рублей, после чего комбинат был признан банкротом. Управлять активами комбината стало ООО «Екатеринбургский мясокомбинат».

Многие эксперты настаивают на том, что банкротство мясокомбината было преднамеренным. На этот факт указывает целый ряд обстоятельств. Прежде всего, процедура банкротства была инициирована фирмой ООО «Инвестиционный консорциум», не являющейся основным кредитором. Хотя, согласно действующему законодательству РФ, обычный кредитор не вправе подавать заявление о банкротстве, это может сделать только конкурсный кредитор. Из этой суммы, — 1 миллиард ОАО было должен был отойти «Кадровому центру Екатеринбургского мясного комбината» и «Мясокомбинатэнергоснабу».

В конце ноября 2006 года был арестован Павел Федулев, владеющий предприятием через один из оффшоров. Ему были предъявлены обвинения в организации массовых беспорядков, ряда заказных убийств и попытки захвата рынка «Оборонснабсбыт». Оказавшись за решеткой, Федулев буквально в течение одной недели лишается бизнеса. Сделано это было, по словам Андрея Савинцева, на то время исполнительного директора комбината, Александром Поповым (бывший главный судебный пристав Свердловской области), Федором Гафинецом (бывший руководитель Курганского винного завода, бывший директор Ивдельского гидролизного завода,) и Игорем Юрловым (бывший коммерческий директор Богатовского маслоэкстракционного завода в Самарской области). Гафинец и Юрлов в своем прошлом были изгнаны Павлом Федулевым из состава своей команды за то что «кидали» своего патрона, присваивая себе его прибыль. Дождавшись удобного момента, они решили отомстить и завладеть полным контролем над комбинатом.

15 ноября 2007 года на мясокомбинате прошли обыски. Сотрудники правоохранительных органов поочередно вскрывали кабинеты и изымали документы. В тот же день Федор Гафинец и начальник охраны комбината Сергей Сеногноев были задержаны. Им было предъявлено обвинение по части 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой»). В это же время прошли обыски в доме коммерческого директора ЕМК Игоря Юрлова. По некоторым данным, обыск проводился с санкции главного управления МВД РФ по УрФО по заявлению адвокатов Павла Федулева. Сам Юрлов успел тогда скрыться, но в июне текущего года его задержали в Москве. В самом Екатеринбурге и сегодня продолжаются аресты. Так 6 августа 2008 года был взят под стражу бывший сотрудник милиции Вячеслав Латыпов. В ходе совместного расследования сотрудников ГУ МВД России по УрФО и УФСБ по Свердловской области удалось установить причастность Латыпова к рейдерскому захвату и хищению многомиллионных активов ЕМК, в частности, его подозревают в активном содействии группировке Гафинеца и Юрлова.

Между тем, как отмечают аналитики, предприятие в последнее время стало стремительно терять позиции. «Несмотря на то, что на рынке мясных консервов ЕМК по-прежнему остается единственным производителем, на мой взгляд, все идет к банкротству предприятия», — заявил некоторое время назад тогдашний заместитель министра сельского хозяйства Свердловской области Сергей Лацков. По информации участников мясного рынка, возможно к этому и стремились топ-менеджеры ЕМК, в октябре 2007 года перерегистрировав предприятие из Екатеринбурга в Москву.
Цена вопроса

В настоящее время, в Арбитражном суде г.Москва на рассмотрении находится иск Федора Гафинеца о банкротстве предприятия. Согласно бухгалтерскому балансу, на октябрь 2007 года и материалам дела, дебиторская задолженность предприятия составляет около 500 млн. рублей. Складывается мнение, что именно поэтому ЕМК целенаправленно стремятся обанкротить в Москве. В столице добиться процедуры банкротства проще, тогда как в Свердловской области никто бы не позволил это сделать, поскольку ЕМК слишком заметный участник рынка.

А схема банкротства, как способа увода активов предприятия на другого собственника, скорее всего, будет повторно применена. Признание предприятия банкротом как никогда на руку бывшим хозяевам комбината. В связи с возбужденным уголовным делом по факту захвата на имущество комбината наложен арест. После введения процедуры банкротства все ограничения будут сняты, и мясокомбинат можно будет продать.

Стоимость комбината оценивается в сумму около 60 миллионов долларов США. Но, по различным данным, продавать ЕМК планируется буквально за копейки. Первое время после захвата среди журналистов ходили упорные слухи, что покупателем Екатеринбургского мясокомбината может выступить супруга Юрия Лужкова г-жа Батурина. Называлась цена вопроса предстоящей сделки — 25 миллионов долларов. Однако поняв, насколько нестабильна ситуация с собственником, москвичи отказались от покупки. Следующим потенциальным покупателем выступила группа компаний «Синара». Говорят, что на комбинат даже запустили ее аудиторов — для изучения обстановки. Однако на сей раз заключению сделки помешал конфликт внутри команды новых владельцев. После в списке мелькали представители московского Черкизовского мясокомбината и скандально известная группа компаний «ГУТА». За это время продавцы опустили стоимость предприятия до 10 миллионов долларов. Оно и понятно: ЕМК — актив очень спорный.

По слухам, уже сейчас мясокомбинат предлагают купить по цене в 1 миллион долларов США. Понятно, что эта низкая стоимость дает не право владеть предприятием, а, скажем так, право побороться за владение.

Несмотря на всю сложность ситуации вокруг ЕМК, он по-прежнему остается лакомым куском. Одни только 22 Га земли в Екатеринбурге, на которой расположен комбинат, могут привлечь любого инвестора, и далеко не за малые деньги. Прибавьте к этому оборудование и здания.
«ГУТА»: КАК БЕЗ РИСКА ЗАВЛАДЕТЬ ЧУЖИМ ИМУЩЕСТВОМ?

Из всех возможных покупателей комбината, пожалуй, самые противоречивые данные об участии в конфликте собственников, касаются именно «ГУТЫ». Согласно публикациям в СМИ, сотрудники компании «ГУТА» внимательно следили за конфликтом вокруг предприятия. Вступить в «игру» было решено после ареста Федулева. По сообщениям СМИ, с ним были начаты переговоры. Предложение было простое: Федулеву снижают срок заключения до 1,5 лет, за это он должен передать в собственность «ГУТЫ» часть акций ЕМК. И самое главное — передать полный контроль над Ирбитским фармацевтическим заводом (ЕМК является учредителем этого предприятия). Видимо соглашение было достигнуто. По непроверенным пока данным, документы по заводу с группой «ГУТА» уже подписаны. Разработчиком идеи «захода» на ЕМК был некий Э.М.Чапичадзе, бывший работник Генеральной Прокуратуры РФ, а ныне — адвокат ООО «ГУТА-страхование». Идеологию и тактическое исполнение акции «курировал» Евгений Колпаков, старший вице-президент группы компаний «ГУТА». Данное «должностное» лицо причастно ко многим громким делам. Как следует из многочисленных материалов в СМИ, Колпаков судя по всему лично отвечает за рейдерские операции на территории Урала.

Поддержку со стороны местного силового блока, согласно тем же СМИ, группе «ГУТА» оказывает начальник ГСУ ГУВД Владимир Миронов. Краткий пример — благодаря его усилиям, парализованы громкие уголовные дела по крупным земельным комплексам в с.Балтым (Миронов многократно, под разными предлогами приостанавливал расследование по делу), а также в крестьянском хозяйстве «Вера» под Среднеуральском. Оба эти объекта собственности группа «ГУТА» старается подчинить себе, видимо, не жалея денег на подкуп должностных лиц. Со следственными органами (СЧ, ГСУ и т.д.) ситуация вообще сложная. Органы следствия при ГУВД или областной Прокуратуре, формально им приданы, но не подчиняются. Вышестоящее руководство — в Москве. Областная власть фактически не имеет влияния на эти органы следствия. И некоторые московские чиновники — «крышующие» рейдеров, этим активно пользуются. В отношении следствия в регионах, коррупционный сговор идет именно на столичном уровне.

Подтверждением факта чрезвычайного интереса для «ГУТЫ» такого «объекта» как ЕМК можно считать то, что для обсуждения вопроса по комбинату, в 20-х числах октября 2007 года А.Ю.Петров (сенатор ФС РФ, основатель «ГУТЫ») лично приезжал к министру сельского хозяйства Сергею Чемезову.

Но руководство группы «ГУТА» не было бы собой, если бы не попыталось подстраховаться и сыграть на два фронта. По некоторым данным, представители группы успешно провели переговоры также и со «стороной Гафинеца-Юрлова». В результате, Гафинецу было рекомендовано подать иск о банкротстве ЕМК в московский арбитраж, где уже юристы «ГУТЫ» смогут обеспечить вынесение «правильного» решения.

Если Арбитражный суд Москвы узаконит факт банкротства Екатеринбургского мясокомбината, то арест, наложенный на его имущество, утратит силу. Сразу после этого, что очень вероятно, предприятие будет продано буквально за гроши компаниям, связанных с группой «ГУТА».
О чем стараются не говорить официальные лица…

По последней информации, в настоящий момент активы Екатеринбургского комбинаты оказались переведенными в Башкирию. Сделано это было так неожиданно и так быстро, что официальные лица области даже растерялись.

Всем известно, что ЕМК сегодня — это предприятие, обремененное долгами на сотни миллионов рублей. По-видимому, от задолженности решили избавиться самым банальным способом — перерегистрировать фирму. В этом случае, новая организация не будет отвечать по долгам своей предшественницы. Причем рейдеры предусмотрели, что на территории Свердловской области сделать этого никто не позволит. В результате, в г.Уфа (по адресу ул.Трамвайная, дом 5) было организовано ООО «Уральский мясокомбинат». Возникло оно в результате слияния трех юридических лиц с похожими названиями: ООО «Екатеринбургский мясокомбинат» (наш ЕМК), ООО «Мясокомбинат» и ООО «Екатеринбургская мясная компания». По мнению экспертов, две последние — специально созданные для процедуры слияния «пустышки». Чтобы ООО «Екатеринбургский мясокомбинат» могло участвовать в процедуре слияния, по Уставу необходимо иметь консолидированный пакет акций предприятия в размере не менее 66%. В активах самого комбината набралось только 47%. Недостающий пакет акций, в результате сговора, предоставил Павел Федулев, с условием введения в новый состав учредителей своего представителя. По имеющимся сведениям, в числе самых крупных учредителей нового предприятия ООО «Уральский мясокомбинат» сегодня значатся: аффилированные группой «ГУТА» — ООО «Интерлайнинвест», ООО «Промстрой» и мама Павла Федулева — Людгарда Ведрова. По новому соглашению, люди Федулева фактически теряют свою работу, т.к. контроль над предприятием будут осуществлять только топ-менеджеры группы «ГУТА».

До конфликта собственников, доля комбината в областном бюджете доходила порой до внушительных 23% от общего объема. До сих пор, борьба сменяющих друг друга собственников шла с переменным успехом. Власти Свердловской области с неудовольствием отмечали, что на фоне непрекращающегося передела, объемы выручки предприятия снижались год от года. Но всегда была надежда, что у кого-то их очередных владельцев хватит сил удержать в руках это стратегическое для бюджета области предприятие. Ждали, что ЕМК вновь заработает как в былые годы. И тут выясняется, что предприятия-то в области уже и нет. Захватчиков вовремя не разглядели и им никто не помешал. Очевидно, что процедура банкротства, которую пытаются запустить на ЕМК представители группы «ГУТА» — лишь очередной этап в тщательно проработанной схеме «увода» этого крупного актива из Свердловской области в чужой карман.

В течение нескольких последних дней делаются осторожные оценки. Целями «увода» предприятия областные власти называют: попытку уйти от долгов и тем самым «кинуть» прежних собственников, в том числе государство, а также завладеть контролем над комбинатом через увеличение своей доли в уставном капитале. Но самое главное, и в этом власти уже не сомневаются, группа «ГУТА» претендует на землю под предприятием. А это — 22 гектара площадей. Фактически — это территория сопоставимая по площади новому микрорайону «Академический», только в центре Екатеринбурга! При совершенно сумасшедшей цене на землю в уральской столице, сумма от продажи земли под строительство будет колоссальной. Такого предательства ни губернатор, ни правительство области простить не сможет. Именно это и оправдывает размах коррупции, которую организовывают представители «ГУТЫ» в Свердловской области. Именно поэтому, на взятки уже потрачены сотни миллионов рублей, в том числе — и на подкуп руководства силового блока области (в настоящий момент Генеральной Прокуратурой РФ организованы проверки по факту получения начальником ГСУ ГУВД СО Владимиром Мироновым от группы «ГУТА» квартиры в г.Москва).

Подобный сценарий уже был осуществлен группой «ГУТА» в г.Москва. В результате рейдерских действий были уничтожены старейшие столичные предприятия — кондитерская фабрика «Красный Октябрь» и сахарно-рафинадный завод. Активы этих предприятий растащены, а земля под ними была продана под элитное строительство.

По многочисленным материалам в СМИ, группа компаний «ГУТА» и до этого фигурировала в делах, связанных с рейдерскими захватами на уральских предприятиях: земельном кооперативе ПСХК «Агрофирма Балтым», крестьянском хозяйстве «Вера», тресте ОАО «Уралэнергострой», ракетном оборонном холдинге ОАО «Протон-ПМ» и т.д.
С чем Свердловская область останется?

Последствия «увода» Екатеринбургского мясокомбината для нашей области, в чем уже не сомневаются эксперты — более чем катастрофичны.

Во-первых, теряя «флагмана» регионального продуктового рынка, область лишается щедрого источника пополнения бюджета. Налоги платятся по месту регистрации. В данном случае, это уже не Свердловская область.

Во-вторых, был нанесен удар по продовольственной безопасности Свердловской области. Не имея своего главного в области производства по переработке мяса, каким является ЕМК (или правильнее сказать «являлся»), мы все будем вынуждены в дальнейшем переплачивать на сторону. Компании мясной отрасли со всей России, торгующие в Свердловской области, теперь однозначно поднимут цены на свою продукцию. Долгие годы ЕМК был центром переработки мясного сырья для местных фермерских хозяйств. Теперь колхозники встали перед выбором: либо прекращать заниматься разведение скота, либо попытаться начать возить мясо на переработку в другие области, например в Челябинск. Но, это подразумевает, что теперь в стоимомть конечной продукции придется закладывать немалые затраты на транспортировку, что в свою очередь, приведет к увеличению цены. А это значит одно — уральские скотоводческие хозяйства больше не смогут конкурировать с заезжими крупными импортерами и неминуемо разорятся. Картошкой мясо не заменишь. И власти это отлично понимают.

И наконец, третий факт — самый тяжелый. Город Екатеринбург лишается огромной территории в центре города. 22 Га земли, на которых сегодня стоят цеха ЕМК, стоят очень дорого. Если эти земли будут проданы независимому застройщику, то процесс «отчуждения» предприятия от Свердловской области будет уже необратим.

Рейдеры ничего не производят и не создают для развития. Основная задача рейдера — увести имущество и продать с выгодой для себя. В данном случае, рейдеры из компании «ГУТА», своими действиями поставили под угрозу вопрос благополучия Свердловской области. Принимая во внимание все эти доводы, власти экстренно готовят ряд действенных мер по возвращению активов ЕМК.

Источник: apiural.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее